Светлячковая поляна

   С 17 по 27 июня 2014 г. в  деревне Дракуны при поддержке фонда «Покров» проводился лагерь - палаточный городок под названием «Светлячковая поляна». Дети и взрослые из разных городов (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону) приехали сюда второй раз.

 


В прошлом году на этом же самом месте проводился детский палаточный городок под названием «Затерянный мир». Живописное место близ Оптиной Пустыни очень понравилось, и решили собираться здесь каждый год.

    «Пространственный клуб» – так называют себя ученики педагога - новатора Т.В. Бабушкиной, живущие в разных городах и странах. Хотя бы раз в год нужно встречаться, обмениваться опытом, реализовывать свои самые смелые проекты. Клубу больше 20 лет. В подобных педагогических сообществах растут «свои» дети - участники педагогических конференций и семинаров, они знают друг друга не первый год. Прошлый лагерь состоял из таких детей. В этот лагерь так же приглашены ребята из соседней деревни Киревское-2. Трудновоспитуемый, но очень хороший мальчик Вася Васин (из местной многодетной семьи) стал первым, кто включился в лагерную жизнь: он жил в палатке и принимал участие во всех мероприятиях. Те дети, которых родители по разным причинам не отпустили в лагерь, приходили в гости: на вечерние спектакли и в кинозал.

   Ежегодно в программе лагеря: творческие мастерские (лепка из глины, рукоделие), кукольный театр, фотосессия по мотивам любимых киногероев, Цирк, Поэтический вечер, День Тишины. С утра до вечера открыта Художественная мастерская, где ребята могут рисовать, лепить, конструировать, шить костюмы, готовиться к спектаклям. 

Мастерская расположена в здании бывшей земской Дракунской больницы - это в своем роде уникальный архитектурный комплекс, сочетающий в себе традиции западно-европейского и русского зодчества 19 века.  

Дети еще в прошлом году «освоили» пространство мастерской: стены до самого потолка расписали замечательными рисунками. Гости, побывавшие в мастерской, говорят, что все это похоже на небольшой музей прикладных искусств. На створках дверей сохранилась и прошлогодняя Летопись, отражающая события и творческие мероприятия «Затерянного мира».

   Распорядок дня в лагере довольно свободный – дети приехали отдохнуть и набраться новых впечатлений. 

Однако помимо развлечений, все должны по возможности участвовать в жизнедеятельности лагеря: еда готовится на костре, для костра нужно собрать дрова, повару нужна помощь в приготовлении пищи, а уж про отмыть кастрюли от копоти и говорить нечего – работа кропотливая, ежедневная.  Мальчики и девочки – все заняты в течение дня своей работой. А еще нужно готовиться к вечеру.

   Наверное, о вечерних выступлениях стоит сказать отдельное слово. Что это такое? Свежесочиненное, подготовленное, по возможности отрепетированное выступление, в котором задействовано максимальное количество участников: от мала до велика. Сюжет выбирается заранее. Это может быть цикл стихотворений, отдельно взятое произведение, сказка или что-то другое интересное. Главное – дать повод для творчества и перевоплощения.

 Дети обожают примерять на себя роли, смелые – сразу же бегут в костюмерную и спустя 10 минут возвращаются рыцарем, черепашкой или новоиспеченной русалкой. Но таких детей не много. Поэтому важно внимательно и чутко отнестись к каждому ребенку, учитывая его желания и реальный актерский потенциал. Пусть это будет роль с одной единственной репликой, пусть она будет вообще без слов – только бы выступающий почувствовал, что на него смотрят одобряюще и ободряюще. Тогда на сцене и вокруг нее складывается атмосфера Домашнего Театра, театра в котором главное – это участие и доброе отношение друг к другу.   

Дети в лагере делятся на «семьи». Поскольку ребята знают друг друга не первый год, сформировать такую «семью» легко – по дружеским предпочтениям. Во главе «семьи» - два студента: «папа» и «мама». Почему студенты? Как говорила Т.В. Бабушкина это полувзрослые, им легче наладить контакт с детьми, они еще сами не так давно играли в те игры, которые нам, педагогам, приходится вычитывать в методичках. Одновременно наши «папы» и «мамы» должны быть очень ответственными взрослыми людьми. Дети живут  в палатках, и если днем светит солнышко, то к сумеркам холодает довольно неожиданно, а утренняя сырость «добьет» любого, у кого вечером оказались мокрыми носки. 

Отловить (в природных условиях!) каждого ребенка и вовремя: переобуть, переодеть, накормить – дело, требующее сноровки и выдержки. К каждому нужен свой подход, каждому нужна забота и внимание. Часто вечером, у костра можно встретить ребенка, которому просто грустно. Звучит гитара, дети поют любимые песни, и кажется, что у всех все в порядке. Но кому-то среди этого веселья все равно грустно. Маленькие детские трагедии часто остаются незамеченными. За день происходит масса событий, оставляющих в душе ребенка глубокие следы. Особенно вечером так не достает мамы! Конечно, ее невозможно заменить, но можно постараться. Иногда хватает просто объятий.

   Не все в лагере бывает гладко. Этим летом ночи были на редкость холодные, и заболевших детей оказалось много. Врач (большое спасибо Н.А. Москвичевой) спал по три часа в сутки. Но нет худа без добра.  В соседнем доме, примыкающем к корпусам больницы, была обнаружена настоящая русская печь. Растопить ее не составило труда. Огромная, жаркая, волшебная, как в сказке… Каждый вечер к ней выстраивалась живая очередь из сопливых, кашляющих, покашливающих и просто симулирующих. Спали на печке сразу по несколько человек, и к концу лагеря абсолютно все были здоровы.

   Изначально сам лагерь задумывался, как Событие, которое наполнит впечатлениями на целый год. В после

дний день дети обменялись собственноручно подписанными и оформленными конвертами – для того чтобы в самой середине зимы, на Новый год, получить весточку из середины лета. Так договорились. Интересно, что напишут дети друг другу? О летающих светлячках, о дрессированных ящерицах, о дружбе, о чем-то е

ще? Никому не известно, что именно, когда и почему западает детям в душу. Но хочется надеяться: лучшее. Мы очень на это надеемся и уже готовим следующий лагерь.

 


 

 

 
 
 
 
 
Классификатор: